Наши суждения





Ещё Леонардо да Винчи говорил: «Эксперимент никогда не обманывает, обманывают наши суждения». При проведении опыта многие экспериментаторы не учитывают ошибок измерения — случайных и систематических, а учитывая — неверно их оценивают и принижают, давая тем самым ложные данные для теоретиков, которые в эксперименте ничего не смыслят. К тому же, даже правильно и честно поставленный эксперимент, многократно проверенный в других лабораториях, допускает разное толкование. Вспомните анекдот про опыты Петьки с Василием Ивановичем. «Опыт 1 — берем таракана, свистим — таракан убегает. Опыт 2 — отрываем у таракана две ноги, свистим — убегает. Опыт 3 — отрываем все ноги, свистим — таракан на месте. Вывод — таракан без ног не слышит». Следовательно, подтверждение экспериментом вовсе не означает истинности. Даже решающий эксперимент, который в науке называют средневековым термином experimentum crucis — эксперимент крестом, не дает 100-процентной гарантии подтверждения теории. Возьмем, например, опыт Майкельсона, который по мнению релятивистов подтвердил теорию относительности и опроверг классическую физику, хотя на самом деле и не противоречит. Термин «экспериментум круцис» возник на Западе от средневековых публичных испытаний крестом еретиков и колдунов, приговоренных к сожжению на костре. Если приговоренный судом инквизиции не мог как следует поцеловать креста, а при наложении креста на спину начинал кричать, корчиться или просто неестественно вращать глазами, то любому сомневающемуся становилось ясно, что осужденный является еретиком — нечистая сила из него-де так и лезет. 100-процентный результат эксперимента достигался тем, что металлический крест предварительно накаляли незаметно от толпы.
Яндекс.Метрика