Неожиданные штрихи к портрету Дмитрия Донского





Поступок Дмитрия Донского, покинувшего столицу перед лицом нашествия Тохтамыша на Москву, неоднократно привлекал внимание исследователей Древней Руси. Действительно, «пораженческое» поведение великого князя, за два года перед этим разбившего полчища «поганого» Мамая «на усть Непрядве», явно не вписывалось в рамки традиционного образа героя Куликовской битвы. Видимо, поэтому исследователи прежде всего стремились дать объяснение столь необычным действиям Дмитрия Ивановича. Чаще других приводится мнение, согласно которому «давшаяся тяжелой ценой и стоившая огромных потерь победа на Куликовом поле несколько ослабила русские военные силы». В этой связи ряд исследователей полагает, что «Дмитрий Иванович выехал из столицы для сбора ратных сил». Однако указанная точка зрения, хотя и стала традиционной, не является единственной.

В науке существует иная трактовка событий, наиболее полно представленная в работе М. А. Салминой, специально посвященной «Повести о нашествии Тохтамыша». По мнению исследовательницы, Дмитрий покинул Москву из-за «нсединачества» и «нсимовсрства», возникших среди русских князей. «Именно из-за того, что князья "не хотяху пособляти друг другу и не изволиша помогати брат брату", великому князю Дмитрию, который с самого начала "хотя ити противу татар", пришлось оставить Москву».

Н. В. Черепнин в исследовании, посвященном процессу образования Русского централизованного государства, высказал мнение, согласно которому «одной из причин (а может быть, главной причиной), побудивших Дмитрия Донского покинуть Москву», являлось якобы назревавшее «антифеодальное восстание» горожан. Наконец, авторы самой поздней по времени появления трактовки действий Дмитрия в 1382 году, обращая внимание на неоднократные указания источников на царскую титулатуру Тохтамыша (в отличие от Мамая, которого, по всей видимости, на Руси воспринимали в качестве «узурпатора царства»), полагают, что отказ великого князя от открытого столкновения с ордынским ханом был связан с нежеланием вассала (Дмитрия) «биться» со своим сюзереном (Тохтамышем). Из всех приведенных, пожалуй, только последняя версия опирается на свидетельства самых ранних из дошедших источников - Сим. и Рог., отразивших, в свою очередь, т.н. «Свод 1408 года».

Остальные же трактовки причин отъезда великого князя из Москвы основываются либо на поздних рассказах летописных памятников (версия о «несдиначестве» русских князей), либо на вовсе не подкрепленных текстами источников представлениях самих исследователей (поездка в Кострому для сбора ратных сил; отъезд перед лицом назревавшего «восстания»). Однако, вероятно, сам факт необычного (в рамках сформировавшихся стереотипов восприятия Дмитрия Донского) поведения великого князя и послужил основой оправдательного по отношению к Дмитрию пафоса упомянутых исследований.

Страницы раздела:
• Памятники
• Время появления повести
• Свод 1408 года
• Согласно Повести
• Описание Москвы
• Бедствия москвичей
• Дмитрий Иванович
• Причины разорения Москвы
• Нашествие Тохтамыша
• Поведение Дмитрия Донского
• Ордынский хан Ахмат
• Вассиан Рыло
• Послание Ивану III
• Князь-«бегун»
• Христианский царь
• Исторические аналогии
• Битва с Ахматом
• Православный князь-воин
• Дмитрий Донской - трус ли?
• Шторы в вашем интерьере
• Норка или мутон?
• Возможности новинок цифровой техники
• Мир таинственной прозы
• Израильская косметика против увядания кожи
• Как делают пенопласт? Оборудование для изготовления и резки пенопласта струной.
• Индийский стиль в интерьере
• Косметика онлайн
• История гостиниц от средневековья до наших дней
• Как можно обустроить маленькую прихожую?
• Как найти работу в Волгограде
• Проверка и ремонт Infiniti
• Секреты итальянской обуви
• Уникальные украшения из-за рубежа
• Как выбрать чемодан?
• Возможности современных домашних кинотеатров
• Даем старой мебели новую жизнь
• Поездка в Болгарию на курорт Святой Константин и Елена по все включено
• Памятники архитектуры – нужны ли они?
• Как выбрать джинсы
• Как найти хорошую домработницу
Яндекс.Метрика