Домострой





«Домострой» — хозяйственное руководство XVI в.— рекомендует уделять большое внимание огороду и саду, рационально эксплуатировать участок, сажая, например, между яблонями различные овощи (в нашем современном понимании этого слова). Иначе все придется покупать.

При раскопках часто находят различные огородные инструменты — мотыги, части грабель, бойки для посадки капусты и т. п. Важную роль в быту горожан играло также скотоводство. Городская усадьба обычно включала конюшни и хлевы для домашнего скота. При раскопках в городах попадаются иногда значительные скопления навоза, который здесь в отличие от сельских поселений не вывозился с усадеб, так как город не был окружен требовавшими удобрения полями. Часто находят разные предметы, употребляющиеся при обработке молочных продуктов — сосуды для отстоя сливок, откидывания творогу (в древней Руси он назывался «сыр»), мутовки для сбивания масла и т. п. Больше всего горожане разводили, разумеется, молочный скот — коров, овец, коз; на втором месте, по-видимому, был мясной скот — свиньи, и только на третьем — лошади. Это естественно для городского населения, поскольку лошадь как рабочий скот здесь применялась лишь для транспорта, а не для обработки земли. Отношения между горожанами, возникавшие на почве содержания скота (коллективный наем пастухов и пр.), еще предстоит изучить. Но уже сейчас можно сказать, что большое значение в жизни города имели выгонные земли, где пасли городское стадо. Недаром Уложение 1649 г. посвящает несколько пунктов специально защите городских выгонов от захвата окрестными помещиками.

До сих пор мы говорили о процессе становления и развития городов, который характеризуется понижением роли земледелия и повышением роли ремесел и торговли. Но этот процесс был обратимым: не только сельское поселение могло при известных условиях превратиться в городское, но и город при изменившихся условиях мог стать деревней. Такие случаи были в древней Руси не так уж редки. Мы привыкли думать, что город может погибнуть от неприятельского разорения, пожара, от стихийных бедствий. Но как раз в этих случаях города нередко возрождались из пепла. Город мог погибнуть и постепенно, если утрачивалось то главное значение, которое он имел, и на смену ему не приходило другое. Наиболее типичным примером могут служить города-крепости. В каждом феодальном княжестве таких городов было много, особенно по границам. Военное значение этих городов (в которых были и небольшие торгово-ремесленные посады) было главным. Устойчивого местного рынка они вокруг себя обычно не создавали. Между тем границы менялись, и прежние пограничные крепости становились ненужными. Лишившись военного гарнизона, городки не могли уже играть прежней роли. Ремесленное и торговое население оставалось без заказчиков и если не покидало городок, то зачастую возвращалось к сельскому хозяйству. Так, бывший город мог постепенно стать селом, даже оказаться во владении какого-нибудь помещика или монастыря. И только мощные, хотя и пришедшие в упадок укрепления, да обилие церквей напоминали о былом величии. В писцовых же книгах сообщалось лишь, сколько жители косят сена, сеют ржи, льна и сколько из урожая отдают феодальному владельцу.

Так же могли захиреть и города, расположенные по какому - то торговому пути, если он утрачивал свое значение, или города, основой -ремесленного труда которых было какое-либо сырье, запасы которого приходили к концу. Именно поэтому нельзя определять число городов в каждый данный период путем простого прибавления новых городов к уже известным ранее.

Общеизвестно, что в массе населения Руси горожане составляли лишь незначительную часть. И в экономике феодального государства больший удельный вес имела деревня. Однако известно и то, что в ряде важнейших областей жизни народа города играли ведущую роль. Она общепризнанна как в области политической жизни страны, так и в области духовной культуры. Многие стороны материальной культуры народа получали значительный стимул для своего развития именно благодаря городам. В истории таких важных (и притом традиционно считавшихся присущими преимущественно культуре крестьян) разделов материального быта народа, как, например, жилище и одежда восточных славян, города сыграли немалую роль. Именно городское население создавало новые формы жилого дома и костюма, которые затем постепенно распространялись и в сельской местности.

Яндекс.Метрика