Характер городской трапезы





Сам характер городской трапезы у восточных славян долго сохранял черты, обусловленные еще сельским бытом. Достаточно сказать, что «Домострой», подробно регламентируя домашний быт, учитывает только две трапезы — обед и ужин, применительно к которым детально разрабатывает «рациональные меню», разумеется, отдельно для господ и для слуг. О завтраке не говорится ни слова. Религиозное руководство того же времени особо оговаривает, что перед обедом и перед ужином полагается молиться, а перед завтраком и полдником — необязательно. Таким образом, мы узнаем, что ели (по крайней мере — зажиточные люди) все же три или четыре раза в день. Еще более ранние сведения фиксируют завтрак, обед и ужин как время трапезы феодала. Возможно, что в земледельческом быту, где очень рано выходят на работу в поле, завтрак как коллективная трапеза всей семьи да еще с предварительной молитвой, вряд ли всегда был возможен. Утренняя еда зачастую ограничивалась остатками вчерашней, а то и просто хлебом и квасом, иногда даже не дома, а по дороге в поле. В городах имелись свои особенности семейного быта, благодаря которым старая традиция была, как видим, сильна.

Яндекс.Метрика