Изучение историографии вопроса





Изучение историографии вопроса показало, что начиная с середины XIX в. и вплоть до 40-х годов XX в. (а в отдельных случаях и до настоящего времени) в славяноведческой литературе почти безраздельно господствовала (правда, в нескольких вариантах) следующая схема политической организации южных и западных славян в период средневековья. После переселения южных и западных славян на занимаемые ими в настоящее время территории эти народы первоначально разделялись на племена. Каждое племя, состоящее из нескольких родов, занимало территорию, которая называлась Жупой. Управителем такой единицы был племенной старейшина — Жупан. Жупы были, как правило, изолированы друг от друга, а жупан являлся единственным представителем власти, который выбирался из наиболее знатного рода. Такая форма жупной организации, с точки зрения домарксистской историографии, представляла собой так называемую первичную форму политического быта, которая, по мнению большинства исследователей, без особых изменений сохранялась почти у всех южных и западных славян приблизительно до конца XIII — XIV в. Она была настолько устойчивой, что продолжала существовать даже после распада кровнородственных союзов, отдельные группы которых расселились по территории данной жупы и даже по территориям соседних жуп. Вследствие этого жупа приобретала территориальный характер. Но эти изменения, согласно господствующей точке зрения, ни в коей мере не отразились на формах административного управления жупой. Жупан по-прежнему оставался главой жупы и выбирался из наиболее знатного рода. Созданные на такой основе так называемые примитивные государства представляли собой союз (федерацию) жуп, во главе которого мог быть великий щупан, великий князь, король и даже царь. Причем возникновение этих примитивных государств у разных славянских народов, как было принято считать с 70-х годов XIX в., происходило в разное время и различными путями. Эти государства, как правило, были очень непрочными. Они могли быстро распадаться и возникать вновь на основе той же жупной организации. В период их существования жупаны, оставаясь по-прежнему управителями жуп, лишь номинально подчинялись главе государства и рассматривались как государственные чиновники.

С распадом такого государства жупаны вновь обретали прежнюю независимость и т. д. По определению большинства исследователей конца XIX — начала XX в., возникшие на такой основе политические объединения еще не представляли собой государств «в полном смысле этого слова» и были организованы по чужеземному образцу.

Яндекс.Метрика