Известная последовательность развития





Она начинается чаще всего с появления обостренного интереса к элементам своей народной культуры: к языку, фольклору, прошлому. Интеллигенция эпохи национального возрождения впитывает поэзию народных песен, вслушивается в предания, разыскивает свидетельства о славных событиях родной истории и пр.

Вполне закономерно, что Паисий Хилендарский в Болгарии, Линхард в Словении и другие обратились к родному прошлому, ища в нем подтверждения жизнеспособности и будущего развития своего народа, доказывали его единство. И не случайно то распространение, какое получали такого рода сочинения, в частности «История» Паисия, нашедшая стольких восторженных читателей и переписчиков. Современники вдохновлялись примерами славного прошлого, усиливали преданность национальному делу и веру в его успех.

Огромную роль в вызревании национальной идеологии имел фольклор. Национальное возрождение обычно окрашено своеобразным культурным народничеством. Черты и формы его не тождественны, но обычно присутствуют в идеологии ранней поры складывания национального самосознания и национальной идеологии.

Ярче всего, но и своеобразнее, это проявилось у сербов, патриархальность уклада жизни которых придала указанному явлению особые черты — народные песни были привычной культурной сферой серба. «Под гуслу пели крестьяне — главы семей, священники и гайдуки, торговцы и ремесленники, т. е. люди всех общественных положений и любого возраста...» Песни звучали и дома, и на сходке у церкви, и в корчме. Через песню прошлое народа оказывало влияние на формирование его политической мысли сильнее любого другого воспитательного средства.. А носителями народной культуры, выраженной в народном творчестве, языке были те самые общественные силы, которые повели в 1804 г. борьбу против турецкого феодализма.

Яндекс.Метрика