Местные славянские традиции





Не более обоснованной представляется и попытка вывести. местные славянские традиции из политической идеологии и политического опыта правящих славянских династий и их окружения. Особенно убедительно подтверждает это положение варяжская концепция начала Древнерусского государства, развивавшаяся на Руси, как политическая идеология правящего княжеского рода. Ведь именно опираясь на эту явно несоответствующую славянской идеологии, отраженной в труде Нестора, концепцию, русская княжеская династия оправдывала свои права на все русские земли, одновременно используя ее и как орудие упрочения политической независимости Руси. Варяжская концепция как идеология политического единства Руси сосуществовала, но не могла никогда совпасть с имеющей в конечном счете ту же направленность концепцией славянского единства. В условиях конфронтации с Византией или Германской империей

Концепция славянского единства могла отвечать интересам династий и господствующих классов в Польше и Чехии, она легко совмещалась с концепцией местного происхождения княжеской власти; кровавые польско-немецкие и чешско-немецкие конфликты, как и противостояние Руси и Византии, могли усиливать ее, но не в политическом опыте князей и королей коренились ее первоначальные истоки. Следует учитывать к тому же, что именно в среде светской феодальной знати, как и в среде духовенства, особенно сильны были чужеземные (скандинавские, германские, византийские, тюркские) элементы.

В сочинениях духовных лиц нашли свое отражение славянские представления, существовавшие в X—XII вв. на Руси, в Польше и Чехии. Именно в трудах духовенства и мог только произойти синтез местных славянских традиций с европейской образованностью, но отсюда еще очень далеко до того, чтобы признать духовенство главным или единственным носителем славянской идеологии в эпоху раннего славянского средневековья. Для духовенства главное значение имела вероисповедная общность, которая в ряде случаев заслоняла собой родство этническое. Особенно ярко это сказалось в хронике Галла-Анонима при характеристике языческих поморян. Религиозные противоречия способствовали развитию антипольских настроений в среде киевского духовенства во второй половине XI в. Конфликт язычества и христианства на западе славянского мира, церковный раскол XI в., разделивший славян на католиков и православных,— таковы основные факты из области религиозного самосознания, которые вступали в противоречие с традициями славянского единства.

Яндекс.Метрика