Определения этимологии





При определении этимологии этих слов исследователи разделились в основном на три группы. Представители наиболее многочисленной группы (Ю. Венелин, П. Й. Шафарик, А. Ф. Гильфердинг, Ф. Миклошич, О. Бальцер, Ст. Новакович, Н. Ястребов, Ф. Тарановский и др.) считали эти термины исконно славянскими и выводили их значение из различных корней санскрита. Некоторые представители этой группы, беря за основу санскритский глагол guph (связывать, объединять, соединять), делали вывод, что термин «жупа» должен выражать понятие «связи», «союза». В качестве примера они обычно называли слово жуп, которое в словенском языке обозначало связку соломы. В другом случае за исходное брали слово gopa от санскритского корня gup (защищать, охранять) и предполагали, что слово «жупа» должно обозначать территорию или объект, на который распространяется «защита». В связи с этим, как пример, называли греческое слово — пещера, которое якобы выражало собой понятие защиты. И, наконец, в качестве третьей основы иногда называли санскритское слово «gop» — дом, от которого в свою очередь происходило слово «жупан» в значении «начальника дома» или «домачина» .

В отличие от сторонников санскритского заимствования, другая не менее многочисленная группа исследователей (Брюкнер, JI. Нидерле, Я. Пейскер, Ф. Шишич, М. Костренчич и др.) пытались найти этимологию слов «жупа» и «жупан» в языках тюркской группы. Например, Я. Пейскер выводил их из аварского слова «корап», а Ф. Шишич и М. Костренчич ставят их в определенную зависимость от слова «вап», которым, по их мнению, авары называли одного из высших военных чинов.

И, наконец, третья группа исследователей (К. Оштир и М. Младенович) предполагают, что корни данных терминов следует искать в иллиро-фракийской языковой группе.

Не находя достаточно удовлетворительных решений ни на материале сохранившихся источников, ни в лингвистических конструкциях, исследователи середины XIX в. тем охотнее обращались к объяснению процесса эволюции этих институтов с помощью господствовавших в тот период общих представлений о путях развития общества и государства у славян, несмотря на то, что эти общие представления порой явно противоречили материалу источников.

Яндекс.Метрика