Пересмотр вопроса самосознания





Начавшийся в современной чехословацкой исторической науке пересмотр вопроса о славянском самосознании у древних славян тесно связан с критикой буржуазного славяноведения, особенно панславистских и славянофильских концепций. В этом, бесспорно, сильная, сторона новейших исследований чехословацких историков. Проводя решительное разграничение между содержанием - понятия славянское самосознание в средние века и так называемой славянской идеей XIX в., они стоят на почве того исторического исследования, на которой стояла и советская историческая наука в тот период, когда преодоление ошибочных славянофильских и панславистских взглядов в 20—30-х годах являлось решающей предпосылкой организации в нашей стране славистических исследований на новой основе. Иное дело, насколько удачными или убедительными представляются предлагаемые конкретные решения вопроса о славянском самосознании у древних славян. Из работ, посвященных этой проблематике, особого внимания заслуживают исследования Ф. Грауса, давшие сильный толчок для пересмотра традиционных для чешского буржуазного славяноведения точек зрения. Пересмотр взглядов на характер славянского самосознания как общественно-культурного фактора в средние века тесно связан в работах Грауса с пересмотром значения великоморавской традиции для развития средневековой чешской государственности. Отрицая сколько-нибудь серьезную роль великоморавской государственной и культурной традиции для процесса формирования раннефеодальной чешской государственности и не видя в славянской письменности X в. никакого существенного культурного или политического фактора в жизни чешского общества, Граус на основе анализа позднеантичных и раннесредневековых упоминаний о славянах приходит к выводу, что традиция единства происхождения и родства славянских народов — явление относительно позднее, не коренящееся в историческом развитии самих славянских народов, а выросшее на основе средневековой (неславянской) образованности. Это своеобразная ученая схема, свойственная средневековому образу мышления. Близкую к точке зрения Грауса концепцию развивает и Л. Гавлик, проделавший большую работу по критической систематизации позднеантичных и раннесредневековых письменных источников о славянах. И в его концепции понятие славянской общности — явление сравнительно позднее, а не начальное. Понятие это возникает первично вне пределов славянского мира, прежде всего в рамках римско-византийской историографии, и лишь впоследствии начинает играть ту или иную роль в жизни самих славянских народов.

Яндекс.Метрика