Понятие славянской общности





Аналогичное понятие славянской общности сложилось и на Западе, в пределах Франкской, а впоследствии в Немецкой империи, где постепенно в течение VII—IX вв. тоже получил более широкое распространение термин славяне, оттесняя старое название венеды. Может быть, лучшим доказательством тому могут служить неоднократно цитировавшиеся в славистической литературе свидетельства биографа Карла Великого Эйнгарда, знавшего, что под славянами понимаются многие народы, различающиеся между собой обычаями и образом жизни.

Для целей настоящего сообщения не менее важны, пожалуй, сообщения о славянах арабских источников, тем более что арабские путешественники и торговцы имели контакты как с восточным, так и с южным и западным славянством.

Можно считать установленным, что в сочинениях арабских писателей термин as Sakalib означает прежде всего народы славянского происхождения и никогда не употребляется таким образом, чтобы славяне оказывались вне определенного этим термином географического или этнического понятия. Расширительное употребление этого термина, как и в случае с византийскими авторами, разумеется, не меняет дела. Однако арабским источникам известно не только о славянах как этническом целом, но они сохранили и легенды о бывшем прежде политическом единстве славян. Автор «Золотых лугов», географического трактата начала X в., Масуди не только утверждает: «Если бы славяне не были так раздроблены и если бы между отдельными их племенами было менее несогласия, то ни один народ в мире не в состоянии был бы им противиться»,—но и вспоминает о том, что некогда одно из славянских племен (валинана) господствовало над другим и что во главе этого объединения стоял верховный царь Маджак. Не менее, если не более, важно сообщение такого хорошо информированного автора, побывавшего в 60-е годы X в. в Центральной Европе, в том числе в Чехии и у бодричей, как Ибрагим ибн Якуб — арабский купец и дипломат еврейского происхождения. Вот что он пишет о славянах: «Образуют они многочисленные, отличающиеся друг от друга племена. В прошлом их объединял вместе какой-то король, носивший титул Maha. Он происходил из одного их племени, называемого велитаб, и это племя в очень большом почете у них. Потом они поссорились между собой, так что пропал у них порядок, а их племена образовали особые объединения, и каждым племенем стал править особый король». Далее идет подробная характеристика Бодрицкого княжества, Чехии, Польши и Болгарии.

Яндекс.Метрика