Прогрессивные черты чешской мещанско-бюргерской идеологии





Многие прогрессивные черты чешской мещанско-бюргерской идеологии получили продолжение в деятельности таких идеологов антикатолической эмиграции, как Я. Аломенский (1592—1670) и П. Странский (1583—1657). Под влиянием их идей чешские эмигранты в протестантских центрах Германии приступили с конца XVII в. к агитации против Габсбургов. В начале XVIII в., то есть в период апогея контрреформации, они расширяют сферу своей деятельности, перенося ее в Чешские земли и ориентируясь не только на мещанско-бюргерскую, но и на крестьянско-плебейскую массу.

Особо важную роль в пропаганде антикатолических идей сыграла Словакия, где политика контрреформации никогда не достигала таких масштабов, как в Чехии. Это, а также близость языка и культуры позволило многим чешским протестантам найти приют и продолжить книгоиздательскую деятельность в Словакии, где на рубеже XVII—XVIII вв. также заметно постепенное оживление в культурной сфере.

Словакия сохранила связи с некоторыми протестантскими центрами Германии, прежде всего с Галльским и Иенским университетами, куда поступала учиться молодежь из протестантских семей. Это было тем более важно, что пантеистские идеи Коменского, получив распространение в Европе, отчасти были использованы такими авторитетами науки того времени, как Лейбниц, Спиноза и Декарт, и, по некоторым предположениям, оказали влияние на возникшее в начале XVIII в. (в рамках немецкого протестантства) религиозно-нравственное учение пиэтизма. В результате из германских научных центров в Чешские земли проникали многие важные положения, развитые в свое время Я. Коменским. Большой резонанс вызвал в Чешских землях конца XVII — начала XVIII в. и трактат П. Странского «О чешском государстве» (1634) .

Впрочем, как ни любопытны приведенные выше факты, свидетельствующие о наличии к середине XVIII в. определенных национально-патриотических настроений в среде мещанства, их нельзя преувеличивать ввиду экономической слабости и политического бессилия чешского мещанства, идеологически еще не обособившегося из общей массы городского населения.

Прослеживая вклад народных масс и патриотически настроенного мещанства в формирование национально-патриотической традиции, нельзя не коснуться отношения к ней со стороны чешской шляхты.

До начала XVIII в. чешская шляхта не проявляла сколько-нибудь значительной политической активности. И если к середине XVIII в. она стала пытаться занять определенное место в общественно-культурной жизни Чешских земель, то в основе этого лежал ряд факторов экономического и социального характера, прежде всего существенные изменения, происходившие в самом ее положении. Мелкопоместная шляхта не играла и теперь сколько-нибудь заметной роли в общественной и экономической жизни, зато определенная часть крупной шляхты стала втягиваться в товарно-денежные отношения и начала проявлять интерес к мануфактурам.

Яндекс.Метрика