Просвещение в средние века





Особо надо выделить идею чешско-русской дружбы, которая как часть чешско-славянского общения входила в круг общей проблематики Просвещения и в данный период проявлялась в сообщениях местной печати о России, в переписке чешских и русских ученых, личных контактах населения в период пребывания союзных русских войск в Чешских землях в 1735—1736,1748— 1749 гг.

Уже в первой половине XVIII в. в Чешских землях начинают раздаваться голоса о пересмотре многих традиционных представлений в сфере общественной мысли, особенно в культуре и науке. При всем внешнем различии в этих мнениях прослеживается довольно определенная тенденция использовать идеи Просвещения для установления более тесных связей культуры и науки с потребностями жизни Чешских земель. Объективно все это выражало протест против засилья феодально-клерикальной идеологий контрреформации.

В искусстве этот процесс проявлялся в постепенном изживании стиля барокко и усилении влияния классицизма. В свое время И. Пекарж писал о благотворном влиянии контрреформации на искусство, но многочисленные разыскания в области изобразительного и прикладного искусства этого периода опровергают его тезис.

Хотя еще продолжали пользоваться успехом картины, фрески и скульптуры религиозного содержания в стиле, бытовая, жанровая, историческая (мифологическая) живопись и скульптура уже пробивали себе дорогу. Значительное развитие в это время получает также народное прикладное искусство (орнаментика, резьба по дереву и т. п.). Отличавшееся чертами самобытности и жизненной правды, оно нередко оказывало воздействие на искусство чешского барокко.

Во многом сходные процессы происходили и в области театрально-музыкальной культуры. В частности, к середине XVIII в. в чешском театре наметился переход к новым формам, связанным с влиянием идей Просвещения (немецкого и французского в немецкой интерпретации). Реформатором пражского театра в этом направлении некоторые исследователи склонны считать Я. Бруниана.

Яндекс.Метрика