Развитие Чешских земель





Просветители, выступившие в Чешских землях в середине XVIII в., так или иначе подвергали критике феодально-клерикальную идеологию, осуждали предрассудки, суеверия и фанатизм, приветствовали политический курс правительства в духе «просвещенного абсолютизма». Для зарождавшегося движения были также характерны стремления к развитию культуры и науки, к перестройке народного образования в светском направлении, воспитанию в народе чувства патриотизма, признание желательности пересмотра крепостного права для его смягчения или отмены.

Вместе с тем, знакомясь с общим ходом умственного и культурного развития Чешских земель в середине XVIII в., нельзя не обратить внимания на наличие разных оттенков и толкований просветительской идеологии. С точки зрения отношения ее к национально-патриотической традиции, современному состоянию и потребностям развития чешской культуры выделяются три главных направления. Во-первых, это официально поддерживаемая концепция австрийского Просвещения, наиболее полно выраженная в трудах венского профессора И. Зоненфельза и имевшая сторонников в Чехии и Моравии, в частности среди профессуры Пражского университета.

Во-вторых, это истолкование просветительских идей в общенемецком духе, получившее на рубеже 60—70-х годов XVIII в., особенно в Праге, распространение в кругах «шенгейстов» (в начале своего пути к ним принадлежали А. Фойгт и Ф. М. Пельцль). Глашатаем этого направления был профессор философского факультета Пражского университета К. Сейбт. Некоторая оппозиционность группе зонненфельзианцев не мешала ему, впрочем, поддерживать контакты с католическими церковными кругами, а в 70-е годы выполнять отдельные поручения венского правительства.

Оба эти направления были в конечном счете индифферентны в отношении национальных чешских традиций, а патриотизм, поскольку он ими затрагивался, мыслился либо в общеавстрийском (Зонненфельз), либо в территориально-земском (Сейбт) аспектах. В намерения третьего направления, представленного И. Питером, Г. Добнером, А. Фойгтом, ф. М. Пельцлем и др., входило использование идей Просвещения для нужд развития чешской науки и культуры. Именно это направление, которое мы определяем как национально-просветительское, имело для последующих судеб чешской культуры громадное значение. Процесс, который можно назвать синтезом прогрессивных черт отечественной национально-патриотической традиции с идеями Просвещения и который означал создание основ последующего генезиса национально-просветительской идеологии, под воздействием причин социально-экономического, а в еще большей степени идейно-политического характера начинается где-то на рубеже 40—50-х годов. Поэтому именно с этого времени и можно датировать начало периода раннего Просвещения в Чешских землях, завершающегося к концу 70-х годов.

Наиболее полное проявление национально-просветительская идеология получила в филологии и истории.

Яндекс.Метрика