Самосознание славян





До недавнего времени не вызывавший среди подавляющего большинства историков-славистов серьезных разногласий, казалось бы, даже само собой разумеющийся тезис, что славянским народам и в далеком прошлом было свойственно сознание их исторической общности в самые последние годы оказался предметом довольно оживленной дискуссии. С решительной критикой этого тезиса, в определенной мере находящегося в противоречии со схемой двух изолированных — западнолатинского и византийского — кругов европейской цивилизации, выступили западногерманские историки. Тезис этот, по их мнению, не имеет опоры в источниках и не соответствует реальным историческим условиям развития славянских народов в период раннего средневековья. Очень четко такая точка зрения сформулирована М. Хелманом, считающим, что в средние века невозможно обнаружить даже «следов проявления чувства славянской общности». Аналогичную позицию занимает и американский историк Д. В. А. Файн. Критикуя высказанную мною мысль, что сознание единства происхождения славянских народов было в ту эпоху важным элементом их национального, народного самосознания, он не только считает ее ошибочной, ссылаясь на то, что отношения между раннефеодальными славянскими государствами были чаще скорее враждебными, чем дружественными, но и пытается представить ее панславистской. Мой американский рецензент, полагающий, что приведенная выше формулировка свидетельствует о стремлении нарисовать «картину панславянской общности» (picture of a Pan-Slavic community), вольно или невольно допускает при этом передержку, пользуясь как синонимами понятиями «панславизм» и «славянская общность». Синонимами эти термины не были даже и в XIX в., когда действительно сформировался панславизм как четко выраженное реакционное общественно-политическое течение, отражающее интересы определенных политических кругов российского класса помещиков. Тем более нет оснований допускать такое смешение понятий для эпохи раннего средневековья. Общественная жизнь в ту пору, само собой разумеется, не могла породить такие по своему существу буржуазно-националистические, характерные именно для отстававших в XIX в. в своем общем историческом развитии стран Восточной и Центральной Европы, политические течения, как пангерманизм и панславизм.

Яндекс.Метрика