Серьезные затруднения





Испытывала серьезные затруднения в своем развитии и Хорватия. Австрийское производство, находившееся в привилегированном положении, защищенное пошлинами,, имело лучшие условия промышленного развития. Государственная политика Австрийской империи способствовала превращению хорватских земель преимущественно в аграрную область. Отрицательно влияли на хорватскую экономику транспортная политика и другие меры австрийского правительства. В силу сказанного в первой половине XIX в. Хорватия была областью преимущественно ремесленного производства с малым числом более крупных предприятий. Аграрная реформа 1848 г., уничтожив зависимость крестьян, открыла большой простор развитию капитализма, хотя в деревне и сохранились некоторые феодальные пережитки, а само развитие капитализма в сельском хозяйстве пошло по «прусскому» пути. И в последующие десятилетия XIX в. сохранилось преобладание австрийской промышленности, чему помогала железнодорожная сеть, построенная с учетом не хорватских, а имперских интересов. До постройки железных дорог водный путь по Саве и Купе способствовал внутреннему экономическому развитию Хорватии. Построенные в 60-х годах железные дороги, связавшие Будапешт с Триестом, разрывали исконные национальные связи, подрывали национальный хорватский рынок к выгоде австрийско-венгерского капитала.

Капиталистические отношения в Хорватии формировались, но складывалась не отдельная хорватская экономическая общность. Хорватия была частью общеимперского рынка и входила в общеавстрийскую экономическую общность. Это положение отразилось и в характере хорватского национального движения, в котором преобладали автономистские тенденции, указывавшие на экономическую связанность складывавшейся хорватской нации с империей.

Яндекс.Метрика