Систематические разработки





Как мы уже отмечали, начало систематической разработки вопроса о жупах и жупанах с привлечением материала источников относится ко второй половине 30 — началу 40-х годов XIX в.

К этому времени соответствующие исторические концепции основных направлений и школ как в западноевропейской историографии, так и в русской исторической науке, как правило, строились на основе философской системы представлений Гегеля.

Как известно, по схеме Гегеля развитие человеческого общества шло в направлении от семьи через период так называемого гражданского общества. Однако «историческое» развитие «гражданского общества», согласно понятиям Гегеля, начиналось лишь с момента оформления государственности, которая возникала и развивалась независимо от внутренних процессов, происходящих в самом «гражданском обществе». Поэтому многие народы мира, как полагал Гегель, вообще могли не иметь государства. Та часть периода «гражданского общества», которая находилась «между семьей и государством», в политическом отношении соответствовала периоду «патриархальных отношений», который уже вышел «за пределы связи, существующей благодаря кровному родству» и представлял собой «... переходное состояние, в котором семья уже раз* множилась до такой степени, что образовалось племя или возник народ, и поэтому взаимная связь уже перестала основываться только на любви и доверии и обратилась в связь, основанную на услугах».

Процесс перехода от семьи к «гражданскому обществу», согласно схеме Гегеля, развивался по двум направлениям: с одной стороны, он представлял собой «спокойное расширение» семьи в народ, а с другой — «собирание рассеянных семейных общин, либо посредством принуждения властной руки, либо посредством добровольного объединения». Между тем данный процесс механического расширения общества не имел прямой и органической связи с процессом образования и развития государственности, поскольку само государство и его строй, согласно представлениям Гегеля, были «выше того, что создается» самим обществом. Другими словами: «...природа государства и его конструкции таковы же, как и природа религии».

Яндекс.Метрика