Социально-экономическая и национальная политика





Социально-экономическая и национальная политика Габсбургов в Чешских землях прежде всего отразилась на феодально-зависимом крестьянстве, численно преобладающем классе чешского общества. Стремление противодействовать социальному и национальному угнетению приводило к оживлению в его среде оппозиционных настроений, выливавшихся не раз в форму восстаний.

Единой общественно-политической программы у крестьян не было. Помимо низкого уровня классовой сознательности этому препятствовала и неоднородность их рядов в результате социальной дифференциации и пауперизации деревни. Но все крестьяне испытывали гнет феодально-крепостнического режима, несли военные и финансовые тяготы и страдали от роста налогов. В этом отношении они представляли определенное целое, противостоявшее господствующим классам. Резкий классовый антагонизм в деревне отмечали в это время и иностранные наблюдатели. Об этом свидетельствуют и дошедшие до нас памятники устного народного творчества.

Большое место в них занимали темы осуждения барщины и католической церкви, что отражало оппозиционные, антифеодальные по существу настроения народных масс. В то же время фольклорные образы Яна Жижки и Яна Гуса, воспоминания о таборитах, овеянные духом героизма и исполненные привлекательности, использовались крестьянскими массами для резкой критики существующих общественных отношений. Подобное истолкование гуситекой традиции в годы контрреформации означало, что именно народные массы спасали и защищали достояния национальной культуры и.

Те же мотивы недовольства проглядывают и в произведениях о жизни неимущей части городского населения, особенно в королевских городах, где социальное расслоение ощущалось острее, нежели в городах, принадлежавших шляхте. Показательна в этом отношении анонимная, дошедшая не полностью, рифмованная «Сатира на четыре сословия». Она появилась около 1700 г. и содержала острую критику духовенства, шляхты и имущих городских сословий. Под ее влиянием другой анонимный автор в 1744 г. написал «Стихи о пряничниках», социальное звучание которых оказалось, впрочем, слабее.

Та часть мещанства, которая не порвала с традициями отечественной культуры, ощутила ранее всего тяжесть национально-политического угнетения и поэтому с особой чуткостью относилась к защите своих национальных прав.

Яндекс.Метрика