Точки зрения перспектив прогрессивного развития





Итак, в ряду различных форм просветительской идеологии, получивших распространение в Чешских землях в 50—70-е годы, с точки зрения перспектив прогрессивного развития культуры и общественной мысли первенствующим значением обладало национально-просветительское направление. Его происхождение не было ни результатом автаркичного развития, ни следствием простого внешнего заимствования идей — безразлично, в духе ли Я. Влчека — Т. Масарика, или в духе И. Пекаржа — Й. Стракоша. Национально-просветительная концепция являлась плодом синтеза прогрессивных черт национально-патриотической традиции с идеями европейского Просвещения, синтеза, происходившего под воздействием коренных сдвигов социально - экономического характера, обострения классовой борьбы и развития буржуазных общественных отношений. Мировоззрение первых чешских просветителей формировалось в обстановке идейных исканий передовых мещанско-бюргерских кругов и выражавшей их настроения интеллигенции. Вместе с тем группа лиц, посвятивших свою деятельность отстаиванию прав чешского языка, разработке проблем национальной культуры и науки имела возможность бороться за это только благодаря тому, что оказалась подлинной хранительницей национально-патриотических традиций.

Слабость чешского мещанства, не имевшего реальных политических союзников, отсутствие в эти десятилетия широко народного движения, уход с политической сцены мелкопоместного дворянства и, как следствие того и другого, несмотря на рост социальных противоречий в деревне и городе, недостаточное еще «давление снизу» (как это, например, имело место в соседней Венгрии) , предопределяло в значительной мере умеренность взглядов почти всех чешских просветителей. Отсюда чувствующиеся уже в период раннего чешского Просвещения своеобразная корректировка, смягчение ими более радикальных представлений народных масс, стремление достичь реализации национально-патриотических чаяний мирным путем при содействии шляхты и т. п. Но, несмотря на присущую им умеренность и сословноклассовую ограниченность, первые чешские просветители выразили общедемократические чаяния подавляющего большинства народа. А период раннего Просвещения 50—70-х годов XVIII в. непосредственно подготовил период развитого чешского Просвещения 80— начала 90-х годов XVIII в.

Яндекс.Метрика