Вопрос о путях развития





Вопрос о путях развития восточнославянского жилища от однокамерного к трехкамерному нуждается еще в дальнейшем исследовании. Но нам представляется, что уже сейчас можно говорить о ведущей роли в этом процессе городского жилища по отношению к жилищу деревенскому. Если планировка усадьбы диктовалась преимущественно хозяйственными соображениями и уже в силу этого различия между городским и сельским двором были глубоки и непреодолимы, то планировка жилого дома могла и должна была иметь общие черты, причем рациональные новшества охотно заимствовались.

Гораздо сильнее были, по-видимому, традиции во внутренней планировке жилого помещения. Привычный уклад домашней жизни старались сохранить и на новом месте. Поэтому положение печи относительно входа, парадного «красного» угла, «середы» или «бабьего кута» сохранялось в небогатом городском жилище едва ли не до XIX в. Однако иногда и здесь наблюдалась перестройка, вызванная, например, более суровыми климатическими условиями. Так, удалось проследить изменение внутренней планировки московского дома XVI в. К избе были пристроены сени, переделан вход, и южнорусская планировка комнаты сменилась северно- русской. В этом случае, впрочем, трудно говорить о специфике городского жилища. То же могло произойти и с южанином, переселившимся в подмосковную или более северную деревню.

Сильным было, по-видимому, влияние городского жилища на деревенское в области архитектурного убранств. Городской дом, как и деревенский, в X—XIII вв. еще не часто выходил на улицу. Естественно было, что украшения его сосредоточивались на тех частях, которые были видны снаружи: коньке кровли, фронтоне или вообще силуэте постройки, вереях ворот. Но с развитием товарного обмена городские, а потом и деревенские дома стали ставить непосредственно у самой улицы или во всяком случае так, что с улицы была видна не только кровля дома да ворота. С этим процессом, по-видимому, связано появление и развитие оконных наличников, столь характерных впоследствии для убранства восточнославянского жилища. Полного своего развития этот вид убранства достигает с распространением косящатых окон, вытеснивших волоковые по мере того, как печь с трубой вытесняла курную. Для XVIII и XIX вв. бесспорно доказано, что при строительстве сельских жилищ охотно заимствовали модные в городе формы наличников. Так, в деревню проникали, например, оконные наличники в стиле «барокко» и в стиле «ампир». Можно предполагать, что и в более ранние периоды восточнославянский город играл ведущую роль в развитии украшений жилища.

Яндекс.Метрика