Вопросов внутренней организации





При разработке вопросов внутренней организации славян подавляющая часть историков из разных славянских стран исходила из того, что жупная организация у славян по своей внешней форме мало чем отличалась от германской Марковой организации, А германская марка была тождественна славянской жупе. Но, с другой стороны, подавляющее большинство историков из славянских стран сосредоточило свои усилия на доказательстве того положения, что внутренняя организация славянских племен была совершенно одинаковой у всех славянских народов, поскольку в ее основе лежала единая система так называемой жупной организации. Наличие такой организации доказывалось с помощью соответствующей методики анализа источников, которую предложили в 30—40-х годах XIX в. П. Й. Шафарик и Ф. Палацкий. Основу ее составляло отождествление понятий, обозначаемых разными терминами. Например, такие термины из источников на латинском языке, как provincia, regio, pagus, comitat и др., переводились ими словом «жупа», а их значение отождествлялось. Точно такой же прием использовался ими и при толковании терминов castellansu, prefectus, comes и др., которые приравнивались к славянскому термину «жупан». Поскольку все перечисленные выше термины в наиболее ранних источниках, написанных на латинском языке, встречались, как правило, у всех южных и западных славян, то из этого делался вывод, что жупная организация была известна всем этим народам и что она якобы отчетливо фиксировалась самыми различными источниками. Не располагая более конкретным материалом для выяснения внутренней организации жуп, исследователи обычно для этих целей привлекали более поздние источники XIV—XVII вв., часто относящиеся к истории других народов, а полученные результаты распространяли на характеристику жуп в условиях VIII—X вв. Такой чисто лингвистический и формально-юридический подход к интерпретации материала источников позволял высказывать самые невероятные гипотезы. В частности, по убеждению А. Ф. Гильфердинга, наличие жупной организации у прибалтийских славян «...несомненно утверждается производным жупан, которое сохранила нам одна Поморская грамота (около 1189 г.) ». Таким образом, вся система организации жуп и института жупанов у этих народов была воссоздана им на основании лишь единственного, к тому же очень неопределенного упоминания термина «жупан» в источниках.

Яндекс.Метрика