Бархатный калфак





К концу XIX в. «ак калфак» был вытеснен бархатным калфаком, связанным с новыми веяниями моды. Одновременно терялась и возрастная особенность этого комплекса: его нередко носили и замужние женщины, особенно молодые. Отмеченный ранний комплекс головного убора казанских татарок находит частичные аналогии в девичьих головных уборах других народов Волго-Камского этнографического региона башкир, чувашей анатри, восточных мари, удмуртов, мордвы, где с древнейших времен происходило переплетение разно-этнических культур (главным образом финно-тюркских). Небезынтересно отметить наличие в прошлом близкого комплекса головного убора с наспинной лопастью (или накосником?) у ногайских женщин, у древних половчанок. Половецкие каменные изваяния, которые устанавливались в честь умерших, дали возможность воспроизвести многие детали подобных комплексов головных уборов. Существенной частью их также являлись спускающиеся на спину лопасти (до пояса и ниже). Очень часто лопасть украшалась снизу разнообразными подвесками. Однако полный комплекс указанных украшений в сочетании с верхней одеждой, обувью отличает лишь костюм казанских татарок. В конце XIX — начале XX в. Девушки-мусульманки и молодые женщины, особенно в повседневной носке, использовали платочный комплекс головного убора 33. Своеобразный способ повязывания платка — на кромку (когда два соседних угла завязывались на затылке, а слегка перегнутое (вдоль) полотнище спускалось на спине) — давал возможность прикрыть и косы, как бы напоминая накосник «тезмэ».
Яндекс.Метрика