Чеканка





В Казани издревле наибольшее развитие получила в серебряном деле чеканка («чуку», или «чукеп эшлеу»). В 1652—1653 гг., когда из разных городов России созывали в Москву лучших серебряников для того, чтобы сделать чеканные оклады на иконы иконостаса Успенского собора в Кремле, из Казани приехали девять мастеров, которые все без исключения были чеканщиками. Докладывая, что в Казани остались еще «лучшие мастеры четыре человека», серебряники дают им оценку: «Те мастера к твоему государеву делу годны и большие дела им за обычай». Чеканка в творчестве татарских ювелиров встречается трех видов: пуансойная (точечная), плоскорельефная и высокорельефная, которая представляет собой уже тиснение и штамповку. Используя указанные виды чеканки, татарские мастера изготовляли преимущественно различные бляхи, браслеты, застежки. Другими широко распространенными видами ювелирной техники у казанскотатарских мастеров были литье («кою») и гравировка «(«чоку»). Литье применялось при изготовлении жетонов, подвесок для украшений, а также блях. Чаще всего отливкой из дешевых металлов делалась имитация старинных екатерининских или елизаветинских рублей и мелкой серебряной монеты. Обычно жетоны делались односторонние. У рублей отливалась сторона с изображением императриц, а у мелкой монеты — орлов.
Яндекс.Метрика