Накосники





Группа 4. Накосники. Из всех головных украшений накосники имели самое широкое распространение. У казанских татарок-мусульманок накосники являлись обязательным элементом украшения всех возрастных групп женщин. Что же касается крещеных татарок, то у них накосники представляли собой исключительно девичье украшение. Все накосные украшения казанских татарок делятся на два типа. Тип I — звенящие подвески к косам («чулпы»), отличительная особенность которых состояла в том, что они вплетались в косы, подобно ленте, при помощи прикрепленной к ним тесьмы. При движении женщины подобные накосники издавали звук, по которому «идущую татарку всегда можно было раньше услышать, чем увидеть» . Тип II — накосники, имеющие в своей основе полосу материи с нашитыми на нее монетами, бляхами («тезмэ» или «урем», «чачарты», «чачкап» и т. д.). Внутри обоих типов выделяются варианты. Накосники типа I («чулпы») делятся на следующие четыре варианта: 1) из одной или нескольких монет с кольцами для крепления тесьмы; 2) из блях (сплошных, литых или ажурных), с кольцами, для крепления тесьмы и подвесок; 3) плетеные, с кольцами, для крепления тесьмы и подвесок (из монет или подобных же блях); 4) из крупного камня в металлической оправе с кольцами для крепления тесьмы и подвесок из камней в форме граненых шариков, монет. «Чулпы» из монет (вариант 1) довольно широко бытовали в исследуемый период времени и характерны были в основном для женщин более зрелого и преклонного возрастов. В качестве единичного явления «чулпы» этого варианта можем встретить и поныне в некоторых отдаленных селениях Татарии. Накосники из монет, собранные в той или иной композиции, характерны для многих тюркоязычных народов. Это «чолпу» и «чач тушоо» и киргизов95, «сэс тэцкэе» у башкир, «шаш тенге» у казахов.
Яндекс.Метрика