Накосники «тезмэ»





Накосники «тезмэ» варианта 1 являются, вероятно, наиболее архаичными. Они были достаточно широко распространены в среде мусульман и преобладали у всех групп кряшен . Этот вариант «тезмэ» характерен и для «цокающей» группы татармишарей и для башкир. Ряд близких аналогов этому типу накосников находим также у мордвы, удмуртов, восточных марийцев. Накосники «тезмэ» варианта 2 («чэчтэнкэсе») характерны для казанских татарокмусульманок (особенно для районов Заказанья). Широко бытовали они и у касимовских татар, этническая история которых тесно связана с казанскими татарами. Накосники «тезмэ» варианта 3, основа которых состоит из трех узких полос материи, впервые были встречены нами при этнографическом обследовании татарских деревень Чистопольского, Черемшанского и Ак субаевского рнов ТАССР в 1976 г. В этих районах они широко бытовали в исследуемый период времени одновременно с «тезмэ» варианта 1. Накосникйчехлы варианта 4 («сач сапма») были отмечены исследователями главным образом у чистопольских кряшен. Накосники чистопольских кряшен сходны с подобными у мордвы, низовых чувашей (Бугульминский кантон). Этот вид головных украшений очень древний и происходит, вероятно, от накосных украшений древних фин ских насельников края. Так, у мордвы подобные накосники встречаются начиная с X в.
Яндекс.Метрика