Особенности перевязей





Перевязь характерна прежде всего для кряшен, но встречалась и у мусульман (подобную перевязь мы встречаем у нукратских татар, которые были выходцами из казанских татар, у татар-мусульман Агрызского р-на. Перевязи, близкие перевязям типа I, были в той или иной мере распространены у многих народов Поволжья, разумеется, со своими локальными особенностями, которые частично выделены Н. И. Гаген-Торн. Причем необходимо подчеркнуть, что перевязи этого типа имеются как у тюркских (чувашей, башкир, бессермян), так и у финно-угорских народов (удмуртов, мордвы, мари). Перевязь типа II — преобладающий тип для казанских татар-мусульман. Носили подобные украшения («хасиля») и кряшены, преимущественно в деревнях северной части Заказанья и Восточного Закамья, но всегда без «бети», связанного с религиозным воззрением мусульман. Кроме татар, подобный тип перевязи с «бети» наблюдаем только у башкир. У нас нет достаточных данных, чтобы говорить о преобладании перевязи типа III у той или иной группы казанских татар. Вероятнее всего, это исключительно дорогое украшение из серебряных сканых позолоченных блях с драгоценными камнями носили высшие слои мусульманского населения. Прямых аналогов этому типу перевязи, кажется, не находим у других народов. Правда, Н. И. Гаген=Торн считает таким аналогом «тумор» туркменских женщин, подвесная цепочка которого действительно часто выступает в качестве соединенных шарнирами небольших блях и тем самым напоминает казанско-татарскую перевязь типа III. Но эта цепочка из блях проходит у туркменок как по груди, так и по «спине, и украшается чаще всего не сама цепочка, а футляр от корана или молитвы. У казанских же татар это чисто нагрудное украшение, на котором нет предмета культа. Вопрос о происхождении перевязи решается исследователями по-разному. Большинство склонно связывать ее с тюркскими народами (татарами, башкирами, чувашами, бессермянами). Наличие же подобного украшения у финских народов (удмуртов, мордвы) объясняется тюркским влиянием.
Яндекс.Метрика