Происхождение тезмэ





Происхождение накосного украшения типа «тезмэ» (варианты 1 и 2 по нашей классификации) Н. И. Воробьев связывал с предполагающимися твердыми женскими головными уборами типа «кашпау», которые имели сзади длинный, спускающийся вдоль кос, «хвост». О таком головном уборе татар (не указывая, у какой их группы) писал в XVIII в. Георги: «От шапки висит затылочное украшение, шириной в ладонь, во всем Черемисскому подобное». В первой половине XIX в. этот головной убор в костюмном комплексе казанских татар не отмечается. По мнению Н. И. Воробьева, «кашпау» был замейен калфаком, а наспинная лопасть эволюционировала в накосник. Такое предположение можно, вероятно, принять только по отношению к накоснику варианта 1. Накосники варианта 2 («чэч тэнкэсе») и 3 более поздние по происхождению. Эти украшения имеют элементы как «чулпы», так и «тезмэ» варианта 1. Заказанские мусульманские накосники имеют интересную, не оцисанную ранее форму «чэч тэнкэсе» (вариант 2 6). Эти накосники крепились на каждую из двух кос: вплетением в косы (подобно «чулпьг») или тесьмой у основания косы (подобно «тезмэ», вариант 1). Это и наводит на мысль, что накосник варианта 2б является промежуточной формой между «чулпы» и «тезмэ» варианта 1. Да и по внешнему виду данный вариант представляет собой не что . иное, как обычное монетное «чулпы» варианта 1, посаженное на матерчатую основу. Соединение же онвгсанного варианта накосников перемычками в единый накосник и ДДея развитую форму варианта 2 а. Сравнительноисторический анализ, как мы видели, показывает, что близкие аналоги накоснику «тезмэ» варианта 1 встречаются главным образом у соседних народов края. Аналоги накосникам варианта 2 (кроме башкир) имеются в основном в накосных украшениях народов Казахстана и Средней Азии: в накосниках из двух скрепленных между собой полос материи с нашитыми на них монетами — у казахов, в накосниках «сачбаг» и «сачлык» — у туркмен . Туркменские накосники состояли из различной формы блях, соединенных между собой и нашитых на две полосы материи. Подобные же накосники («ситора» или «садаф») характерны и для некоторых групп южных таджиков.
Яндекс.Метрика