Серебряное вызолоченное украшение





Не менее интересным является и старинное украшение из собраний А. Ф. Лихачева, хранящееся в фондах ГМТР. Это массивное серебряное вызолоченное украшение, прикрепляемое к головному убору и спускающееся на грудь, состоит из двух совершенно одинаковых подвесок, соединенных толстой цепью, украшенной пятью парами сканых, с зернью, шариков, висящих на отрезках цепи. Каждая подвеска состоит из сканой розетки с двумя прикрепленными листовидными подвесками из большой грушевидной бляхи, с боков которой прикреплено шесть листовидных подвесок, а к низу — подвеска в виде двух сканых, с зернью, шариков. К бляхе привешена на двух цепочках с четырьмя листовидными подвесками подобная же бляха, но меньших размеров. Совершенно очевидно, что по форме описанные подвески представляют собой не что иное, как серьги типа Г II. В перечисленных выше случаях две серьги, соединенные под подбородком лентой, цепочкой или цепочкой с подвесками, необходимо рассматривать уже как совершенно новый вид украшения (височношей ното), близкого к «Иырга» у башкир, каракалпакскому «халхап сырга» , узбекскому «халкаб сирга», казахскому «саукелини сыргасы», киргизскому «сойко желбурооч», туркменскому «тенечир». Подобное украшение было широко распространено у ногайцев и монголов. Исключительно интересной в этой связи представляется выполненная Е. А. Халиковой реконструкция женского костюма по материалам БолыпеТиганского могильника конца VIII — первой половины IX в. Истоки культуры последнего через Приуралье восходят к памятникам Западной Сибири, Средней Азии и Казахстана .
Яндекс.Метрика