Татаркряшны





У других же групп татаркряшен, как нам представляется, подобный древний убор трансформировался до «сурэкэ». И это, по мнению некоторых исследователей, произошло под влиянием русской культуры. Однако, переняв русскую «сороку», кряшены видоизменили ее в соответствии с местными древними традициями. Так, в комплекс «сурэкэ» наряду с другими элементами вошли и наушники, которые являлись неотъемлемым элементом древнего убора. Особенно ярко подтверждают эту мысль наушники варианта 4 («яцак»), характерные креплением под подбородком, в виде полосы материи, украшенной монетами. Подобный элемент головного убора характерен для «кашпау» мишарей, башкир, встречаем его также в иллюстрациях у И. Г. Георги и в описании головных уборов татарок по р. Черемшан у Лепехина. «Около висков прикрепляется к «кашпау» повязка, таким же образом унизанная, которая под шеею застегивается пуговицею». Интересно заметить, что наушники вроде кряшенских «илкэлек» под одноименным термином «чигэлек» носились с шапочкой «моезбэк» у ногайских татаркарагашей, а наушники «яцак» близки по форме и способу крепления под подбородком наушникам в головных уборах бессермян, чувашанатри и каракалпаков. Н. И. ГагенТорн отмечает этот элемент в головном уборе «такья» марийцев, но склонна считать его поздним тюркским влиянием. Наушники у кряшен часто использовались в комплексе с серьгами типа Г II.
Яндекс.Метрика