Татарские ювелиры





Татарские ювелиры изготовляли скань трех типов: плоскую, накладную и бугорчатую. Бугорчатая скань является высшим достижением ювелирной техники казанско-татарских мастеров. Она отличается от плоской тем, что каждый завиток орнамента не заканчивается в плоскости всего изделия, а возвышается над ней, заканчиваясь все суживающимся завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Проволока для этого вида скани берется очень тонкая, гибкая, изготовленная обычно из высокопробного серебра или золота. Бугорчатой сканью выполняли дорогие бляхи для «хэситэ», «яка чылбыры», ожерелий, а также браслеты и застежки для камзолов. Имела распространение у казанскотатарских ювелиров и связанная со сканью зернь — мелкие металлические шарики, напаянные на сканый орнамент. Зернью украшались сканые серьги, футляры для коранов, бляхи, браслеты. Украшения, как правило, изготовлялись в сочетании с драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами, аквамаринами, сердоликами, бирюзой, аметистами, яшмой и др. Расположение камней в художественном отношении весьма интересно. Чаще всего они располагались в виде розетки, а также россыпью по краям украшения. Что касается цветовой гаммы, то в украшениях, как и в других видах декоративноприкладного искусства (вышивке, архитектуре), доминируют голубой и зеленый цвета всех оттенков. Довольно часто встречаются фиолетовые и желтые тона. Красный цвет сравнительно редок. Драгоценные камни в готовом ограненном виде ювелиры покупали у уральских гранильщиков и гнезда к ним изготовляли, уже исходя из их размеров и формы.
Яндекс.Метрика