Техника гравировки





В технике гравировки выполнялись браслеты, бляхи. Мотивы орнамента в основном растительные, в виде завитков, реже — геометрические. Обычным мотивом гравировки татарских ювелирных украшений из драгоценных металлов были также надписи, выполненные арабской вязью, т. е. декоративным письмом, в котором буквы связаны в непрерывный и равномерный орнамент. Отдельные буквы, текст нередко сливались с узором, покрывающим предмет. Гравировка изделий часто сопровождалась насечкой или инкрустацией из другого металла, а также чернью («каралтып»). Наиболее квалифицированные татарские мастера владели и техникой чжани («бетеру», или «бетереп эшпеу»). Казань была единственным городом в Поволжье, где было развито искусство скани, причем оно носило здесь особый характер. Так, в России почти повсеместно тканые узоры расцвечивали эмалью. Казанская скань является исключением, ее завитки дают чисто графические рисунки сложных мелких узоров. С точки зрения техники татарская скань связывается исследователями скорее со среднеазиатской или греческой, чем с русской. В глубоких маленьких ячейках, образованных завитками скани, у казанцев нет эмали. Однако они не только знали эмаль, но владели даже таким сложным техническим приемом, как покрытие эмалью чеканного рельефа.
Яндекс.Метрика