Височные украшения





Группа 2. Височные украшения. Среди отдельных групп казанских татар, прежде всего кряшен, бытовал тип височного украшения вроде наушников, известный под названиями «ждошэлек арты», «чигэчэ», указанные варианты отличались друг от друга манерой изготовления и украшения. Так, височные украшения вариантов 1 и 2 расшивались исключительно монетами и изготовлялись из темной ткани, простроченной в несколько слоев. Наушники варианта 3 делались на полутвердой основе из бересты или картона и обшивались белым холстом или позументом. Кроме монетной обшивки, полуовал наушников оформлялся по краям серебряным жгутом и рядами кораллов. Особенностью варианта 4 являлась расшивка монетами и соединительной полоски наушников под подбородком. Все описанные варианты наушников восходят, вероятно, к какомуто единому в прошлом типу височного украшения и представляют собой лишь поздние локальные вариации. Происхождение подобных височных украшений мы не без основания можем связывать с древним головным убором или головной повязкой типа «кашпау». Георги пишет, что татары «покрывают голову шапкою, у которой бывают обыкновенно [пришиты] великие ушки, а верх чешуйчато устлан монетами». Р. Г. Мухамедова, описывая подобный головной убор «кашпау» татармишарей, их приводит два типа: «кашпау»шапка и «кашпау»повязка. Подобная мишарской, обшитая монетами, широкая налобная повязка под названием «мангай тэнкэсе», как мы уже видели, широко бытовала среди елабужских и восточнозакамских кряшен вплоть до начала XX в. Ее носили в сочетании с височным украшением «чигэчэ» варианта 3, и она в одетом виде напоминала «кашпау» с открытым верхом. Шапкиповязки в сочетании с височными украшениями представляли собой, очевидно, древний комплекс женского головного убора или украшения. Отголоском этого комплекса, возможно, является «баш хаситэсе», бытовавшая среди казанских тата-рмусулькан в XIX в.
Яндекс.Метрика