Законодательница моды





«Яка чылбыры» типа II характерны более для мусульман, нежели для кряшен. Украшений, аналогичных этому типу, не находим, у других народов, за исключением касимовских, крымских татар, для которых Казань была законодательницей моды, а также башкир ювелирное искусство которых также находилось под большим влиянием казанско-татарского (кроме того, значительная часть ювелирных украшений приобреталась башкирами у самих татар). Мы позволим себе не согласиться с мнением некоторых исследователей о том, что в украшениях «яка чылбыры» (тип II) прослеживается среднеазиатское влияние. В просмотренных нами многочисленных коллекциях среднеазиатских музеёв обнаружено только одно подобное украшение, которое использовалось, кстати сказать, не по назначению — не как шейное ожерелье, а как поясная пряжка «багыч». Это украшение явно попало сюда из Казани. Оно представляет собой полную компиляцию некоторых экземпляров казанскотатарских «яка» и по форме, и по технике, и по характеру инкрустации драгоценными камнями. Таким образом, подобного украшения нет и у народов Средней Азии. Вероятно, происхождение этого украшения связано с древними племенами и народами края. Нам представляется, что основой «яка чылбыры» послужила шейная тривна, бытовавшая у волжскокамских булгар и особенно широко — У финских племен края. При внимательном анализе имеющегося материала можно выделить несколько этапов развития данного украшения.
Яндекс.Метрика