Анализ музыки





Музыкальная и поэтическая технология песенного творчества, законы формирования его образности, принципы взаимодействия поэтического текста и напева, строение мелодии, ладовых, ритмических, фактурных особенностей напевов и т.п. анализируются в плане свойственных им имманентных качеств в случае, когда это помогает лучше понять природу образа, тоньше ощутить связь искусства с жизнью. В таком ракурсе проблема «эстетического» в современном белорусском песенном фольклоре выступает не в прикладном, а в принципиально методологическом значении.

 

Автора интересует, чем именно эстетика народного напева отличается от эстетики произведений профессионального музыкального искусства и какими должны быть в этой связи методы исследования; почему и как в творчестве народных певцов совершенно натурально и стихийно непринужденно возникает именно такой, а не иной напев; почему сами певцы осознают (а музыковеды определяют) этот напев как образно-мелодическое (образно-интонационное) воплощение мира и жизни во всей их многосоставности. Раскрывается процесс интонационного поиска народ пых певцов, закономерности возникновения того вида художественного обобщения, которое позволяет преодолевать стихийный первичный натурализм «единичных откликов на единичные впечатления» и создавать напевы, чрезвычайно емкие по образному содержанию и эмоциональной концентрированное (по определению автора, «портретирующие» напевы — «обобщенные» отражения многих важных сторон действительности в специфических средствах музыкального искусства»).

 

Концентрируется внимание на узловом музыкально-эстетическом феномене: формировании «того механизма обобщения, при помощи которого интонационно-непосредственные (и потому — не совсем подобные) напевы отдельных строф «стягиваются» в общий, одинаково приемлемый для передачи содержания как каждой из строф в отдельности, гак и всей песни в целом.

Яндекс.Метрика