Аспекты русскрй музыки





Наряду с историко-теоретической проблематикой белорусской и разными аспектами русской музыки и критики в научные интересы кафедры входили вопросы теории оперного жанра. Их развитие в 50 — 70-е годы получило отражение в трудах К. Степанцевич и Г. Кулешовой25. Докторская диссертация «Организация действия и сквозное музыкальное развитие в опере» (Киев, 1982)26 Г. Кулешовой посвящена вопросам, связанным с изучением сущности оперы как единого художественного целого. Рассмотрение названной проблемы проводится на основе объемного музыкального материала; наблюдения и выводы диссертации строятся на анализе произведений конца XVII — середины XX в.

 

В поле внимания автора — русские и зарубежные оперы современных, в том числе белорусских, композиторов (Г. Перселл, Л. Бетховен, Дж. Верди, Р. Вагнер, Б. Барток, М. Равель, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, Д. Шостакович, С. Прокофьев). Широкий круг вопросов, охваченных в исследовании, сочетается с комплексным подходом в их анализе, что придает работе масштабность. Обобщая богатый материал по вопросам оперной драматургии, Г. Кулешова вместе с тем освещает многие проблемы в новом ракурсе. Это прежде всего относится к объемному — трехмерному рассмотрению оперного произведения на сюжетном, музыкально-драматическом и структурном уровнях.

 

Такой подход позволил автору по казать узловые взаимосвязи оперного действия, выявить приемы организации и средства его развития, многогранность художественного образа, типы оперной композиции (номерную, сквозную и монтажную) и др. Подчеркнем, что отмеченные стороны жанра рассматриваются сквозь призму заявленной проблемы.

Яндекс.Метрика