Фольклоризм





Народно-песенный материал квалифицируется не только как источник, но и как обширный комплекс, основанный на ряде факторов — сюжетно эмоциональном, ладово-интонационном, ритмическом и др. Рассматривается роль дифференцированной разработки в творчестве композиторов каждого слагаемого фольклорного комплекса, обосновывается необходимость усиления опосредованных связей в звене «композитор — фольклор».

 

При характеристике народно-песенных источников, существующих в современной композиторской практике, автор выделяет их основные особенности. Они проявляются: в мелосе, приемах цитирования песенных мелодий в различных его разновидностях (в том числе и в музыке пер вой половины 60-х годов, когда преодолевается ретроспективность и преобладает переинтонированное цитирование), а также жанрового переосмысления фольклорного тематизма, который получил распространение в музыкальном творчестве 60 —70-х годов и соединялся с новой стилистикой.

 

Важным содержательным аспектом проблемы «композитор — фольклор» является исследование роли народно-песенных источников в формообразовании. Справедливо усматривается общая тенденция современного фольклоризма — «движение от внешнего копирования фольклора к освоению внутренних законов народного музыкального мышления». Обстоятельно рассматривается и роль фольклорного жанрового фактора, констатируется расширение и обновление функций жанровой системы, связанной с тенденцией индивидуализации творческого стиля композиторов. Важным представляется и освещение вопроса о принципе концентрации народно-песенных жанровых признаков в профессиональном творчестве. Наблюдения и выводы В. Антоневич о методах претворения народно-песенного материала в белорусской музыке основаны на анализе многочисленных произведений, что повышает объективность и практическую значимость исследования.

Яндекс.Метрика