Характеристика кантовой культуры в Беларуси





Значимым в диссертации является вывод о том, что формирование кантовой культуры на территории восточнославянских народов знаменовало зарождение светского искусства. Историческое прошлое Беларуси, музыкальное искусство, просвещение и идеология XVI —XVIII вв., деятельность церковных братств — распространителей культуры и образования, вклад белорусов в культуру и просвещение России XVII в., сведения о первых нотных рукописях на территории республики, относящихся ко второй половине XVI в., и другие материалы — многое из этого обнародовано автором впервые. Особое внимание уделяется анализу истоков кантовой культуры, отмечается их связь с народной песней, духовными стихами и знаменными роспевами.

 

Характеристика кантовой культуры в Беларуси дополняется анализом содержания и жанровых разновидностей кантов. Выделяются национальные канты-гимны, канты социального протеста, рождественские псальмы-легенды, псальмы-молитвы, колыбельные, покаянные, философско-религиозные, апокалиптические и другие псальмы; среди светских — мифологические, историко-социальные, шуточные, лирические, семейно-бытовые и др. Формулируя выводы о стилистике канта, Л. Костюковец впервые рассматривает это явление как эволюционизирующее (зарождение канта, его развитие, превращение в кант-штамп, оказавший влияние на народное, бытовое и профессиональное искусство своими принципами формообразования).

 

Автор справедливо выделяет общие восточнославянские признаки и национальные, среди которых — ритмическая танцевальность, нечетные такты, переменная импровизационная метрика, строфическое многообразие, линеарная природа мышления и др. В работе обстоятельно освещается важная область духовной культуры белорусского народа.

Яндекс.Метрика