Интонационные инновации





В первом томе диссертации вопросы истории современной белорусской народной песни, ее жанровых и интонационных инноваций рассматриваются параллельно. Разбираются гимны и песни на тему о революции и гражданской войне; траурные элегии и реквиемы середины 20-х годов; песни и частушки 30-х годов; песни Западной Белоруссии; партизанские гимны-марши и послевоенное (безымянное и самодеятельное) песнетворчество. Автор дает общую периодизацию движения народной песни, а также показывает, что на формирование ее мелодического стиля наиболее сильно повлиял тот пласт интонационального новотворчества, в котором непосредственно отразилась послеоктябрьская действительность белорусской истории.

 

Именно в нем, как вытекает из исследования, ярче всего выявились черты музыкально-стилистического сдвига в белорусском народнопесенном языке, закрепилась в качестве нормативной для нового стиля интонационно-мелодичная и ладовая контрастность народных напевов, шлифовка ритма и хоровой фактуры, расширение звукового диапазона. Во втором томе в центре внимания находится анализ собственно музыкального развития белорусского народнопесенного творчества советского периода, средств музыкальной выразительности, которые стали наиболее типичными. Особого рассмотрения, с точки зрения Л. Мyхаринской, требуют две проблемы.

 

Одна из них касается процесса возникновения в народном напеве своеобразных мелодических интонаций, обусловленных стремлением певцов к максимально конкретному интонационному отображению в песне образов новой действительности. Другая проблема связана с систематизацией характерных черт современного белорусского народнопесенного языка.

Яндекс.Метрика