Лексический тип





Для его фиксации автор вводит новое для этномузыкологии и ее категориального аппарата понятие «лексический тип». Оно охватывает и отображает два взаимообусловленных момента: «с одной стороны, расчленение каждой из обобщенно-типизированных жанровых структур песенных напевов на несколько конкретно различных мелодических подгрупп. С другой — кристаллизацию в границах такой подгруппы пучка близкородственных напевов, связанных генетическим единством и максимальным интонационным подобием, невозможным для более мелкого расчленения». Диахронная и синхронная многомерность жизни древнего мелоса, противоречивое единство процессов открепления-рассеивания обрядовых напевов и одновременной концентрации внеобрядовых напевов в обрядовых циклах — объект особого внимания автора.

 

Феноменология этого явления раскрывается в сформулированной исследователем теории «скрещивающихся интонационных полей». В соответствии с названной теорией соприкосновение в общем интонационном потоке фольклора нескольких самостоятельных процессов образует своеобразное колеблющееся равновесие, отход песенных напевов от обряда и вовлечение в обряд. В итоге возникает беспрерывное взаимодействие многих динамично подвижных интонационных полей. В то же время каждый из них индивидуален по мелодическому облику и является результатом исторически обусловленного интонационного становления народного мелоса. Все это унифицирует интонационное метаполе фольклора, придает ему черты внутреннего единства.

 

Крестьянская социальная лирика, героический кант и революционная песня раскрыты в монографии как новые стилистические явления в историческом развитии белорусского народного музыкального творчества, связавшие в единое целое важнейшие узлы и точки напряженности в сложно движимом интонационном поле белорусского песенного мелоса.

Яндекс.Метрика