Мелос





Эти сложные и почти не разработанные в этномузыковедении теоретические и эстетические вопросы требуют своего решения независимо от времени завершения процесса формирования нового белорусского мелоса. Фольклорист-музыколог, подчеркивает Л. Мухаринская, дол жен «улавливать основные тенденции развития народного мелодического новотворчества в их живом движении, в борьбе противоположных стилевых воздействий; выделять и показывать крупным планом наиболее важные моменты в этом противоречивом развитии».

 

Реализуя свой замысел, автор стремится не перечислять и описывать изменения в современном народно-песенном языке по тем или иным отдельным его параметрам, не рассматривать явления лада, ритма, фактуры напевов изолированно, а исследовать и систематизировать их в непрерывной связи с интонацией, особенностями нового народного языка-речи, его темпа, дыхания, динамического движения и т. д. Исследование интонационно-стилевого обновления языка современной белорусской народной песни в диссертации осуществляется во взаимосвязи с эстетическими проблемами народного песнетворчества.

 

Черты конкретной характеристичности, в высокой степени свойственные песенным напевам новейшего происхождения (их особая «разговорная» выразительность, элементы бытовизма и т. п.), разбираются с учетом сюжетно-поэтического содержания песен, условий их создания и распространения, истории изменения исполнительских и мелодических вариантов, которые возникали в творческих решениях тех или иных певцов. Однако вместе с последовательным и детальным анализом всей этой пестро движущейся конкретики в диссертации впервые поставлена общеэстетическая проблема формирования художественного обобщения в современном народном напеве.

Яндекс.Метрика