Мелотворчество





Показательно, что рядом с выявлением мощных преемственных связей мелодики современного стиля с традиционным интонационным опытом автор фиксирует и принципиально новое качество мелотворчества. Это — вовлечение интонационных образований, казалось бы, совершенно противоположных по жанровой и стилевой природе (оборотов бытовых застольных, шуточных песен, гимничных, календарных и т. п.). Однако в противоположность поляризации жанров, которая определила творческие процессы функционирования музыкального языка традиционной пени, здесь формируется тенденция к их сближению, частичному переплетению и даже гибридизации.

 

Кроме этого принципиально важного вывода существенным результатом исследования является раскрытие внутренних стимулов и законов рождения развитой внутриконтрастной песенной мелодики. Л. Мухаринская показывает, что в современном народно-песенном творчестве развертывание поэтического сюжета и текста песни от строфы к строфе обычно подталкивает певцов на новое акцентирование той или иной выразительной интонации, на отыскание разных мелодико-ритмических вариантов, отвечающих движению поэтических образов песни. Отдельные обороты, найденные в процессе импровизации в начальных строфах песни, все более стабилизируются в ходе исполнительского поиска и именно в таком отобранном виде вводятся в напев наиболее значительной строфы.

 

В теоретическом плане такое явление обобщается введением понятия «кульминационная строфа. Причем, как следует из работы, от концентрированных (кульминационных) выявлений интонационной идеи песни в кульминационной строфе — один шаг к созданию напевов «портретирующего» типа, где уже в начале исполнения отбрасываются многочисленные мелодические детали отдельных строф, и самое существенное в содержании песни сразу отливается в богатом и многогранном по рельефу напеве.

Яндекс.Метрика