Научные интересы преподавателей





Научные Интересы преподавателей кафедры истории музыки были сосредоточены также на проблемах русской музыки. Среди исследований в этой области - диссертация «Борис Годунов» М. Мусоргского в редакции Д. Шостаковича» (М., 1972) Т. Щербаковой. В диссертации автор воссоздает на основе обширного материала — исследований, мемуарной литературы, русской и зарубежной периодики - сложную сценическую судьбу «Бориса Годунова» и раскрывает органическую связь исторической жизни оперы с общекультурными процессами в России. Каждая версия произведения несет печать своего времени, определенных этапов развития русского искусства XIX - первой половины XX в., что позволяет исследовать круг разнообразных тем: от проблемы эволюции кучкизма до вопросов режиссерской концепции оперы, роли транскрипции, оркестровки и т. д.

 

Сравнительный анализ текстов двух редакций автора, параллельное изучение свободной переработки этой оперы Н. А. Римским-Корсаковым, а также исследование текста партитуры «Бориса Годунова» в редакции Д. Шостаковича дали возможность выявить направление стилистической эволюции русской композиторской школы XIX—XX вв. Динамика этой эволюции, по мысли ученого, воплощается через сложный синтез творческих индивидуальностей, взаимодействия различных эстетических позиций композитора-автора и композитора-редактора. В силу этого как результат разных подходов к оригинальному тексту и разных методов его редактирования возникает некое новое музыкальное качество.

 

Рассматривая вторую композиторскую редакцию «Бориса Годунова» как исходный этап работы по усовершенствованию партитуры оперы, исследовательница отмечает стремление автора развить идейную концепцию произведения, обогатить его композиционно-драматургический план, заострить реалистическую характерность стиля.

Яндекс.Метрика