Нетиповые формы инструментальной музыки





Важным для изучения национального стиля представляется и рассмотрение крупных нетиповых форм белорусской инструментальной музыки сквозь призму их национального своеобразия. Центральным вопросом вводной части диссертации является обоснование понятия «крупная форма», выявление типологических признаков, общих для различных в жанровом, драматургическом, структурном отношениях произведений, объединяемых этим понятием. По мысли автора, эти признаки соотносятся с двумя важнейшими сторонами музыкальной формы: внутренней — смысловой, организующей содержание произведения, и внешней — материальной, организующей средства музыкальной выразительности.

 

Первый — семантический — аспект круп ной формы проявляется в принципе концепционности и связывается с произведениями, значительными по содержанию и охватывающими целый круг явлений, событий, состояний. Второй — структурно-композиционный — обнаруживается в принципе многочастности циклического типа. При этом цикличность трактуется как синоним единства процесса развития и складывающегося в его результате сложного, контрастного композиционного целого.

 

Взаимодействие этих важнейших типологических при знаков обусловливает необходимость рассмотрения цикличности с композиционно драматургических позиций. Первая глава «Пути обновления сонатно-симфонической циклической формы в симфониях 60-х — первой половины 70-х годов» посвящена анализу процессов преобразования традиционных закономерностей сонатно-симфонического цикла как начального этапа эволюции крупной формы в современной белорусской симфонии.

Яндекс.Метрика