Оперы М. Мусоргского





Римского-Корсакова, эстетической оценкой оперы М. Мусоргского. Для Д. Шостаковича «Борис Годунов» — это прежде всего самобытное, глубоко новаторское сочинение, созвучное художественным новациям музыки XX в. Свою задачу Шостакович-редактор видит в сохранении и усилении ненормативных, С позиции классики, средств и приемов музыкальной выразительности. Текст оригинала для него — единое вокально-инструментальное целое, не допускающее купюр и перестановок.

 

Осуществленные Д. Шостаковичем редакционные правки (изменения в гармонии, голосоведении, фактуре, орфографии, динамике) не влияют на стилистическую сущность музыки М. Мусоргского и направлены на техническую шлифовку текста оригинала. Обновление партитуры «Бориса Годунова» коснулось прежде всего драматургических центров оперы (заострены контрасты, усилилось звучание кульминаций), а также факторов, непосредственно воздействующих на целостность и динамичность музыкальной формы (выделен мелодический контур).

 

Бережно относясь к инструментовке М. Мусоргского, Д. Шостакович использует в партитуре своей редакции оперы новые звуковые ресурсы оркестра XX в. Обобщая важнейшие принципы авторских редакций «Бориса Годунова» и позитивные черты обработки Н. Римского-Корсакова, Д. Шостакович выражает свое отношение к М. Мусоргскому, его стилю и проблеме традиций и новаторства. Именно в XX в. происходит осмысление художественной ценности новшеств М. Мусоргского, развитие его оригинальной композиторской техники. Плодотворное воздействие его находок и открытий испытали К. Дебюсси и М. Равель, Ф. Пуленк и Б. Бриттен, И. Стравинский, С. Прокофьев и Д. Шостакович.

Яндекс.Метрика