Партизанская песня





Фольклорная природа партизанской песни подтверждается в способах ее существования и распространения, которые не исключают возможности свободного варьирования напевов и поэтических текстов, их сокращений, дополнений, контаминации, пересоздания и т. д. О преемственности с фольклором свидетельствует и то, что партизанская песня сохранила и развила такие ведущие жанры белорусского песнетворчества послеоктябрьской эпохи, как гимн-марш, лирическая песня-романс, частушка-памфлет, героическая баллада (в ее русле нашла продолжение и классическая традиция героико-песенных балладных повествований, и балладное ново творчество времен гражданской войны). Названные жанры, как показывает Л. Мухаринская, сходно трактовались и в безымянном, и в авторской самодеятельном творчестве участников партизанского движения.

 

Именно поэтому была столь быстрой фольклоризация песен, сложенных в партизанской среде, а классический язык традиционного фольклора сильно воздействовал на их напевы и поэтические тексты, усиливая и корректируя свойственный партизанскому песенному творчеству «осознанный поиск правды интонационного высказывания». Этот поиск отчетливо проступает в белорусской партизанской песне, несмотря на специфику процесса ее создания и бытования преимущественно в формах художественной партизанской самодеятельности. В монографии раскрывается история возникновения ряда партизанских песен, в том числе таких выдающихся, как «Балада пра партызанку Галшу», «Партызаны, партызаны, беларуси сыны» на слова Янки Купалы.

 

Поиски первоисточников и анализ этапов преобразования исходного материала, раскрытие путей фольклоризации авторских версий позволяют показать белорусское партизан ское песнетворчество в движении, в широте связей с художественным национальным опытом.

Яндекс.Метрика