Пессенные жанры в опере





Подробно изучается интонационное, ладовое, ритмическое и структурное своеобразие, драматургическая функция песенных жанров в операх, их переосмысление, роль в развитии художественной идеи произведения. Наблюдения автора касаются также особенностей претворения элементов жанра колыбельной песни при передаче психологического состояния героев (в особенности в любовных сценах). Рассматривается роль исторической песни «Про татарский полон» (и ее вариантов) в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

 

Автор обосновывает мотив обращения композитора именно к данной песне. Раскрываются особенности напева и его роль в музыкальной драматургии и симфоническом развитии. Прослеживается интонационная, ладовая, ритмическая и тембровая модификация песни, отмечается роль поэтического текста в музыкально-сценическом развертывании. Многогранно освещен принцип симфонизма в опере: интонационный конфликт произведения, система инструментальных и вокальных лейтмотивов, сквозное развитие разных тематических пластов, использование инструментальных форм и др.

 

Особое внимание уделяется симфонической картине «Сеча при Керженце», которая является музыкально-смысловым обобщением предшествующего развития, кульминацией и в то же время развязкой действия. Анализируется и вторая линия симфонизации оперы, основанная на сопоставлении «татарских тем» с «китежскими» и «колокольными».

Яндекс.Метрика