Просвещение Беларуси XVI—XVIII века





В результате был введен в обиход уникальный певческий материал, не используемый в исполнительской практике Беларуси два столетия. Научным фундаментом исследования явились рукописные и печатные материалы по истории, культуре и просвещению Беларуси XVI—XVIII вв., а также труды о русском и украинском кантах, польских кантычках и религиозных песнях, гуситских гимнах и протестантских хоралах. Автор обобщила рассредоточенный по различным источникам, в том числе и немузыкальным, фактологический материал о кантах, бытовавших на территории республики. Привлечены также старообрядческие музыкальные образцы и материалы, лично собранные в фольклор пых экспедициях.

 

Избранный комплексный подход в изучении широкого круга источников по истории, фольклору, этнографии и культуре Беларуси способствовал установлению объективных критериев оценки творческих явлений. Новизна и актуальность диссертации обусловлены не только ее проблематикой, но и иным подходом к кантовой культуре, в сравнении с исследователями русского канта (Т. Ливанова, Ю. Келдыш, Т. Попова, В. Протопопов, О. Левашова).

 

Рассматривая кантовую культуру как явление интернациональное (а не локальное), порожденное прогрессивными историческими эпохами и национально-освободительными движениями, автор выдвинула проблему исследования не только оригинальных белорусских кантов, но и всех кантов и псальм, бытовавших па территории Беларуси. Данная культура трактуется как восточнославянская, создателями которой были белорусы, украинцы, позже и русские.

Яндекс.Метрика