Родственные напевы





В монографии объемно, в аспекте определения «жизненной» основы интонационного поиска народных певцов. Как эстетически-творческого и многогранного рассматриваются явления взаимодействия-взаимообогащения напевов, формирования «семей» родственных напевов, динамики интонационной преемственности в фольклоре. Интерес вызывает высказанная в монографии мысль о карнавальных истоках Прекрасного в народном искусстве. Обращаясь к работам М. Бахтина и Л. Пинского, которые основательно разработали теорию карнавально-праздничной основы искусства и «карнавального мироощущения», автор показывает, что при всей оппозиции, существующей между карнавально-гротескным и классически Прекрасным (Возвышенным) в искусстве, карнавальное нередко врывается в сферу Прекрасного.

 

Моменты карнавального веселья, праздничности, причастности к миру всеобщности (например, во время полесских карнавализованно-колядных обходов-поздравлений) являются проявлением Прекрасного в действительности. Как прекрасное они выступают и в человеческой культуре, соответственно отражаясь в ее фольклорном песенном потоке. В связь с проблемой эстетического освоения действительности поставлены в монографии и вопросы документальности современного белорусского народного песне творчества.

 

Существенно, что объектом исследования при этом становится не столько документальность фактологически подлинная (песня — как непосредственная часть событий действительности, которые ее вызвали), сколько документальность воображаемая, основывающаяся на эмоционально-психологическом отождествлении народными певцами художественного образа с самой действительностью.

Яндекс.Метрика