Старые напевы





Среди черт, не посредственно внесенных в развитие песни народной творческой практикой послеоктябрьского периода, особо выделяются новые интонации народного говора, претерпевшего в годы гражданской войны и введения колхозного строя, а также во времена Великой Отечественной войны изменения в характере звучания и в содержании. Сложный комплекс эмоций, вызванных происходящими событиями, и вместе с ними — состояние общественной психики народа привели к резкому изменению песенно-музыкальной стилистики. Это проявилось в обновлении интонационной стороны песни, манеры ее исполнения, подходов к интерпретации мелодических оборотов из «старых» напевов и т. д.

 

В монографии раскрывается воздействие на формирование нового песенного языка гимнотворческой традиции международных песен борьбы, ораторской интонации, декламационных очерченных распевов эпико-повествовательного и лирического типов, возбужденно-праздничного бытового, или быстрого, говора, берущего начало из усвоенной частушки. Свидетельство воздействий гимничной и ораторской интонации на современный песенный язык автор видит в неизвестной ранее «митинговости» тона, декларативности выражения музыкальной мысли, резкости и выпуклости внутренних контрастов в мелодиях, отчеканенной подаче каждого слова поэтического текста. Л. Мухаринская исследует разные проявления этого патетически окрашенного, решительно утверждающего по характеру высказывания языка.

 

Это выражается в:

- восходящем мелодическом контуре новых напевов;

- фанфарных оборотах и ритмически заостренных повторах звуков;

- энергии повторяемости коротких ритмомелодических звеньев, отмеченных сжатием интонационного рельефа в середине напева с последующим его развертыванием вверх;

- драматургической действенности частой смены цезур.

Яндекс.Метрика