Стилистика музыки





В третьей части работы «Стилистика музыки быта» предпринята попытка углубления в генезис языка бытового творчества. Музыкальный быт этой эпохи представлял собой, как отмечает автор, стилистически и семантически недифференцированную стихию популярных «говоров», где обрядово-патриархальный крестьянский фольклор сосуществовал с музыкой сентиментальных идиллий, бальных танцев, патетического пения цыган, концертных выступлений итальянских певцов и европейских виртуозов-инструменталистов. Зарождающееся своеобразное качество музыки характеризуется возникновением стилистических синтезов, жанрово-интонационных сплавов.

 

Стилеобразующими факторами этого процесса выступали не эстетические, а психологические мотивы: в новые интонационные сплавы отбирался скорее не столько эстетически совершенный материал, сколько модный, распространенный и более доступный по восприятию. В задачу четвертой части диссертации «Эстетическое переосмысление бытового элемента» входит историко-стилистическое описание субкультур музыки быта, именуемых в работе русскими бытовыми диалектами. В обобщенной форме они подразделяются на диалекты интерпретаций и диалекты отражений, характеризующиеся своей жанровой стилистикой.

 

Диалекты интерпретаций в виде обиходной, цыганской и концертной аранжировок русской песни, бытового романса выразили естественную потребность в исполнительском переосмыслении образного содержания и стиля фольклорных напевов. Диалекты отражений порождены любительской средой, творчески преломляющей черты зрелых образцов художественных направлений, школ, достижений крупных мастеров.

Яндекс.Метрика