Строфа





Названное явление, определенное автором понятиями «кульминационная строфа» и «портретирующий напев», имеет непосредственное отношение не только к белорусскому фольклору, но и к песенному творчеству почти всех народов, которые излагают песни в строфической форме. Тем не менее, как показывает Л. Мухаринская, «далеко не у всех народов кульминационная строфа вырастает до большого художественного обобщения далеко не в каждой фольклорной традиции вопрос этот может быть проанализирован с такой ясностью, как в белорусской, где особая роль кульминационной строфы является историческим завоеванием эпохи».

 

Выводы и обобщения диссертации основываются на анализе большого количества источников. Автором приведены все опубликованные до 1967 г. в Беларуси и за ее пределами сборники белорусских народных песен современного происхождения; материалы различных архивов. Широко включены также многочисленные записи автора, сделанные в экспедициях, во время которых на протяжении 1947 — 1964 гг. была изучена вся территория республики (44 города и района, как следует из паспорта записей). Исследование Л. Мухаринской раскрыло белорусский песенный фольклор советского периода как явление чрезвычайно многогранное и не прямолинейное в своем развитии.

 

Автор убедительно доказала, что для объективной оценки содержания современного народного песнетворчества и характера его интонационных процессов основное внимание должно быть направлено на установление не только имен, фактов, исторических событий, но и степени конкретизации их отражения в песне. Необходимо прежде всего проявление чуткости к росткам нового в творчестве народных певцов, понимание важности аутентичной его реализации, нетерпимость к штампу, подделке и фальшивой аффектации.

Яндекс.Метрика